среда, 15 декабря 2010 г.

Отблеск фонариков «Груши»


Педагог, дирижер, бард и просто обаятельный человек С. Иванченко не редкий гость в нашем городе. Слушатели, которым посчастливилось побывать на концертах в музыкальном колледже, знают его как прекрасного исполнителя, а вот начинающим музыкантам он известен больше как член жюри фестиваля авторской песни памяти В. Грушина. Перед новым выступлением нам удалось расспросить барда о том, чем живет сегодня авторская песня и его альма матер – Грушинский фестиваль.

- Сергей Михайлович, судить труднее, чем играть?

- Самое трудное, когда на фестиваль приходят люди с амбициями, плохими стихами и музыкой. Объяснить таким, что их произведения, мягко говоря, не удовлетворяют вкусы мало-мальски искушенного меломана, практически невозможно. В ответ нередко можно услышать: «А пацаны говорят, что песни у меня классные». А если исполнитель адекватен, то его огрехи – дело второстепенное. Один молодой певец на фестивале показал довольно высокий уровень мастерства – замечательный голос, великолепное владение гитарой, но при этом у него были ужасные стихи. Пришлось «зарубить». И что приятно, парень сделал верные выводы и вернулся через год со вполне хорошими словами в песнях. В целом, надо признать, что на фестиваль часто приходят люди, имеющие весьма отдаленное отношение к музыке. Бывало даже так, что, прослушав 250 песен, из них отбирал во второй тур всего 5.



- У вас есть свои «фирменные» произведения, по которым вас узнают поклонники?

- Наверняка к таким песням можно отнести «Круговорот» или «Клочья дыма над костром». Но это не значит, что самое последнее и новое остается незамеченным. В прошлом году выступал с очередным творением на Грушинском фестивале. Одобрение там выражают просто – светят фонариками. Представьте, исполняю свою песню – а в ответ около 40 тысяч огней.

- Кто для вас пример в творчестве?

- Таких немало. Авторской песней я ведь увлекся не сразу. Из-за этого, кстати, упустил возможность познакомиться с самим Ю. Визбором, о чем сожалею до сих пор. В Сызрани, где живу и работаю, я довольно часто пишу музыку для ансамблей и солистов. Как-то ребята из клуба самодеятельности попросили сочинить мелодии к песням Визбора, а за это пообещали познакомить с самим автором. Музыканту, идеалом которого был Шнитке и другие классики – именно таковым я был в ту пору, – это предложение не показалось заманчивым. Так я и не познакомился с Визбором. Но жизнь вознаградила впоследствии – довелось не только познакомиться, но и завязать дружбу со многими именитыми бардами. Это и А. Городницкий, и В. Луферов, и В. Ланцберг. Или такой блистательный поэт как Б. Вахнюк, который написал множество песен для А. Пугачевой.

- Насколько разнятся поколения заслуженных бардов и нынешних молодых авторов?

- В легендарных музыкантах, как ни удивительно, совсем нет снобизма. А в современных исполнителях часто этого хоть отбавляй. Может быть, дело в том, что люди раньше занимались музыкой в основном для самовыражения, это было насущной потребностью. Сегодня стимулом является коммерция, и потому столько брака среди песен молодых бардов. И все же хочется верить, что бардовская песня не умрет, что когда-нибудь в нее вдохнут вторую жизнь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий